воскресенье, 7 апреля 2019 г.


Народный эпос –
культурное достояние узбекского народа



Значение его непреходяще. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом, но и у народов Узбекистана (узбеков и каракалпаков) они живут и развиваются и поныне.

Феномен живого эпоса в конце ХХ века сам по себе представляет факт огромного значения для истории культуры. Между тем эпос живет постольку, поскольку живет и музыкально, и поэтически. И это связано с искусством бахши-шаиров (достончи, жырау, баксы, юзбоши, санновчи) – народных сказителей, создателей и хранителей эпических традицией, популяризаторов исполнительства дастанов, сочетающих в себе рассказчика, поэта, музыканта, певца и актера, которые передают своим искусством величайщие творения народа – дастаны. Он является мастером и импровизатором слова-рассказа, искусным музыкантом (мастерски владеет определенным музыкальным инструментом), певцом (владеет навыками традиционного пения), мимикой и пластикой сопровождает действие. Бахши должен знать жизнь и быт своего народа, его культуру, историю своего края. Он должен владеть словарным багажом, умело использовать все формы живого народного языка, игры слов и их орнаментику. Все это связано с искусством бахши – бахшичилик, имеющую многовековую историю развития.
Основные требования к исполнительству дастанов – это заинтересовать слушателя своими напевами, с интересом и привлекательностью вести свой рассказ. А это требует от бахши-шаира постоянного совершенствования своего мастерства, которое идёт от природного таланта и мировосприятия, творческой игры фантазии и в субъективном вымысле исполнителя. В репертуаре узбекских сказителей героико-богатырские, исторические и романические дастаны, которые вобрали в себя древнейшие культурные традиции, память о становлении своего народа, его духовного мира и исторических судеб, его гражданских, нравственных и эстетических идеалов. Содержания дастанов проникнуты идеями патриотизма и гуманизма, преданности и любви, дружбы и братства. При этом свобода фантазии диктует ту мощь эстетического обобщения, которая свойственна лучшим дастанам, народному эпосу вообще, то есть всё направлено художественному воплощению народного идеала.
 Ведь дастан рассчитан не просто на устное исполнение. Он в равной мере произведение и прозаическое, и поэтическое, и музыкальное. Бахши его не читает, а поёт. Поет в сопровождении домбры или инструментального ансамбля, вся художественная композиция, все образные средства выражения и изображения рассчитаны на это утроенное восприятие слушателей. И все это создает разнообразные и эстетические комбинации, рождает неизмеримо более сложный и обильный спектр слушательских настроений. В дастанах слово, стих, текст несут все-таки основной смысловой и художественный груз того громадного каравана поэтических картин, каким является эпическое повествование. И они намного естественнее, эмоциональнее звучат в музыкальном исполнении.
Народный эпос – искусство слова и музыки, без которого нет ни мимики, жестикуляции и пр. Соответственно в каждом дастане используются от 5 до 36 и более напевов, называемых нола, нагма или бахши куй (напевы бахши), которые отличаются своими музыкальными закономерностями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  “Бойсун баҳори” халқаро фольклор фестивалида маҳаллий,   республика ва хорижий журналистлар ҳам иштирок этишмоқда 1-7 май кунлари С урхо...